Севастопольская детская библиотека имени А. Гайдара
Государственное бюджетное учреждение культуры г. Севастополя «Централизованная библиотечная система для детей»
Новости ЦБС  
 Разделы сайта
       
 Наши партнеры
 
 
   
 Рейтинги и каталоги
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 Новости ЦБС

Дни профессиональной периодики в ЦБС для детей г. Севастополя

Залог успешной работы любого учреждения – это высокий профессионализм его сотрудников. Особенно это актуально для библиотеки. Ведь библиотекарь, особенно детский, должен быть готов найти ответ на любой вопрос. Поэтому мы постоянно работаем над повышением своей профессиональной компетенции. Нами опробовано множество форм и методов повышения квалификации библиотечных работников.
Всю работу по этому направлению координирует отдел инноваций и методической работы. Выявление и внедрение в практику передового библиотечного опыта является одной из функций отдела. Мы не боимся экспериментировать, наши мероприятия по повышению квалификации не носят назидательный характер, их цель - показать перспективу, стратегическое видение дальнейшего развития и предоставить возможность каждому участнику высказать свои мнения, предложения, поделиться собственным опытом. Наш девиз – «Учить, чтобы учиться». Ежегодно отделом инноваций и методической работы совместно с другими ведущими отделами Центральной детской библиотеки им. А. П. Гайдара разрабатывается «Программа повышения квалификации работников ЦБС для детей г. Севастополя». Мы не отказываемся от традиционных, академических форм (семинары, конференции, круглые столы), но стараемся отдавать предпочтение новым, интерактивным (мастер-классы, творческие лаборатории, тренинги, творческие дискуссии и другие). Диапазон мероприятий достаточно широк: от индивидуальных консультаций и стажировок до международных конференций.

Большое значение в системе повышения квалификации мы придаем использованию профессиональных периодических изданий. Ведущие специалисты центральной библиотеки систематически проводят для сотрудников библиотек – филиалов информационные обзоры во время традиционных выездов по оказанию методической помощи. Кроме того, на протяжении четырёх лет ЦДБ им. А. П. Гайдара издает альманах «Библиопартнер», на страницах которого представляется собственный опыт и опыт наших партнеров.

Отдел инноваций и методической работы, отдел организаторов детского чтения и информационно – библиографический отдел ЦДБ им. А. П. Гайдара ежегодно получают по подписке около 40 наименований профессиональных газет и журналов. Сегодня, учитывая немалую стоимость на периодические издания и отсутствие средств на приобретение методической литературы, это является ценным приобретением. Тем не менее, в результате анкетирования «Профессиональная периодика в чтении библиотекаря» выяснилось, что существует необходимость стимулирования более активного их использования библиотечными работниками. Цель анкетирования: выявить эффективность использования профессиональных периодических изданий в повышении квалификации библиотекарей ЦБС для детей. В ходе анкетирования ставились следующие задачи: выявить наиболее читаемые профессиональные издания, составить их своеобразный рейтинг; установить соответствие этих изданий профессиональным ожиданиям респондентов; определить круг тем и проблем, с которыми библиотекарь имеет дело в своей работе; выявить наиболее предпочтительные формы повышения квалификации с использованием профессиональных периодических изданий.

В анкетировании приняло участие 39 руководителей структурных подразделений: из них - заведующие отделами ЦДБ и библиотеками – филиалами ЦБС, – заведующие секторами, главные и ведущие библиотекари; 20 респондентов имеют высшее образование, 8 - высшее библиотечное, 9 – среднее библиотечное, 2 – среднее специальное. Наибольшую часть ответивших на вопросы анкеты составили работники отделов обслуживания.

Анкета состояла из 6 вопросов.

При ответе на первый вопрос «Какие профессиональные периодические издания Вы знаете?» библиотекари указали:
- Журнал «Библиотека» - 34 чел.
- Журнал «Світ дитячих бібліотек» - 32 чел.
- Альманах «Читаем. Учимся. Играем» - 15 чел.
- Газету «Последний звонок» - 14 чел.
- Журнал «Школьная библиотека» – 10 чел.
- Журнал «Шкільна бібліотека» - 9 чел.

Также библиотекари используют такие журналы и газеты, как «Библиотечное дело», «Новая библиотека», «Библиотековедение», «Библиография», «Библиополе», «Бібліотечна планета», «Бібліотечний форум України», «Библиотечная газета» и другие. Необходимо также отметить, что в круг своего профессионального чтения детские библиотекари постоянно вводят педагогические издания «Воспитание школьников», «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Педсовет», «Позакласний час», «Последний звонок», «Классный руководитель», «Директор школи ліцею гімназії» и другие.

Ответы на второй вопрос «К каким из них Вы чаще всего обращаетесь?» позволили составить своеобразный рейтинг периодических изданий, выяснить какие из них более всего способствуют профессиональному росту наших сотрудников. Наиболее используемыми в работе периодическими изданиями были названы:
- «Библиотека» - 32 чел.
- «Світ дитячих бібліотек» - 28 чел.
- «Читаем. Учимся. Играем» - 21 чел.
- «Последний звонок» - 12 чел.
- «Школьная библиотека» - 10 чел.
- «Библиотечное дело» - 7 чел.
- «Педсовет» - 4 чел.

Остальные журналы и газеты были названы 1 - 2 раза.

Ответы на третий вопрос показали, что при работе с профессиональной периодикой наши библиотекари чаще всего интересуются такими темами:
- Формы и методы массовой работы с детьми и подростками;
- Индивидуальная работа с читателями;
- Работа читательских объединений, самодеятельных театров книги;
- Комплектование библиотечных фондов;
- Наглядные формы популяризации литературы;
- Формирование информационной культуры читателей;
- Библиотека и Интернет;
- Библиотечный маркетинг;
- Проектная деятельность библиотек;
- Работа с детьми с ограниченными возможностями;
- Популяризация литературы по отдельным направлениям;
- Практическая психология;
- Работа музеев в библиотеках.

Ответы на четвертый вопрос «Какой опыт, идею, описанную в профессиональной периодике, вы использовали в своей работе?» свидетельствовали о том, что на страницах профессиональной периодики библиотекари находят материалы большинства из интересующих их тем: методику и сценарии проведения разнообразных массовых мероприятий, об игровой и театральной деятельности, работе с родителями, методику написания проекта, о принципах библиотечного маркетинга и т. д.

По результатам ответов анкетируемых на пятый вопрос «Как Вы изучаете профессиональные издания и детскую периодику?» выяснилось, что делают это регулярно, постоянно – 26 чел., 1 раз в месяц – 10 чел.,1 раз в квартал – 3 респондента.

В последнем вопросе анкеты содержалось обращение-просьба указать какая помощь необходима в работе с профессиональной периодикой. Ответы библиотекарей были следующими: не нуждаюсь в помощи – 12, необходимы регулярные обзоры – 23, нуждаюсь в индивидуальном информировании – 4. Кроме того, библиотекари указали на острую потребность получать профессиональные издания в свои библиотеки.

Анализ собранного материала дает ответы на все поставленные в анкете вопросы. Конечно, на примере столь небольшого исследования невозможно сделать какие-то окончательные выводы о профессиональном чтении библиотечных работников. Однако можно увидеть определенные тенденции, указывающие на необходимость более эффективной работы с профессиональной периодикой в системе непрерывного образования. С помощью специальных периодических изданий происходит оперативное расширение необходимых специалистам нашей отрасли теоретических и практических материалов.

В Центральной детской библиотеке им. А. П. Гайдара впервые состоялись Дни профессиональной периодики (в течение двух дней). Участники были разделены на две категории: заведующие филиалами ЦБС и отделами ЦДБ, ведущие библиотекари и заведующие секторами. Был подготовлен цикл выставок «Новое в профессиональной периодике», проведены обзоры «Библиографическая практика в профессиональной периодике», «Индивидуальная и массовая работа с читателями на страницах периодики», «О проблеме престижа чтения в профессиональной периодике», «Современный руководитель – современная библиотека», подготовленные ведущими специалистами Центральной библиотеки. В обзорах были представлены новейшие материалы по направлениям работы с читателями, а также статьи для интеллектуального развития. Интерес участников вызвала презентация журналов «Школьная библиотека», «Світ дитячих бібліотек» и «Библиотечной газеты». После завершения основной программы библиотечные работники имели возможность ознакомиться с заинтересовавшими их материалами, получить индивидуальные консультации.

За период проведения Дней профессиональной периодики в отдел инноваций и методической работы записалось 23 читателя; посетило отдел 29 человек; книговыдача составила 128 экземпляров.

Сегодня в детских библиотеках Севастополя работают люди с высоким уровнем компетенции - специалисты, разбирающиеся в вопросах педагогики и психологии, владеющие современными средствами коммуникации, информационными технологиями, иностранными языками.

«Стать хорошим библиотекарем – профессионалом, не читая специальной литературы, книг и периодики, нельзя!» - это слова из статьи Э.Р. Сукиасяна, известного российского библиотековеда, главного редактора ББК Российской государственной библиотеки. Мы с ним полностью согласны!!!

Елена Панченко, заведующая отделом инноваций и методической работы
Центральной детской библиотеки им. А. П. Гайдара, г. Севастополь, Украина


<< Назад
© ЦБС г. Севастополя. 2003-2018 г.г. Создание и поддержка сайта - ГЕОКОН