Севастопольская детская библиотека имени А. Гайдара
Государственное бюджетное учреждение культуры г. Севастополя «Централизованная библиотечная система для детей»
Новости ЦБС  
 Разделы сайта
       
 Наши партнеры
 
 
   
 Рейтинги и каталоги
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 Новости ЦБС

Учитель русских учителей

Так возвышенно отозвался о Константине Дмитриевиче Ушинском его соратник и последователь, историк педагогики Лев Николаевич Модзалевский (директор училища для глухонемых). Его перу принадлежит еще одно высказывание: «Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец». Данные цитаты стали эпиграфом устного журнала, подготовленного работниками сектора руководителей детского чтения ЦГДБ им. А.П. Гайдара для студентов СПК им. П.К. Менькова. Будущим педагогам открылись страницы человеческой, педагогической, литературной судьбы Константина Дмитриевича Ушинского, 195-летие которого отмечается в этом году.

Еще в юношеском возрасте он точно знал, какой будет его жизнь. "Сделать как можно больше пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности", – такие мысли доверил Константин своему юношескому дневнику. И эту возможность ему предоставило время. Поражение в Крымской войне, окончание периода крепостного права заставило общество особенно оценить значение просвещения. Прогрессивные взгляды на содержание образования продвигали многие неравнодушные к судьбе страны люди. Лев Николаевич Толстой начал учить детей грамоте в своем имении Ясная поляна. "Отец русской хирургии" Николай Иванович Пирогов отложил свой скальпель, оставил дело всей жизни, в котором он достиг таких больших высот, и пошел в учителя. Николай Гаврилович Чернышевский настаивал на том, чтобы "освободить народ – и дать ему образование, просветить народ – и сделать его свободным".
Трудно переоценить вклад К.Д. Ушинского в отечественную педагогическую практику. То, о чем он говорил еще во второй половине 19-го века, стало основой современной гуманной педагогики: относиться к ученику, как к личности, растить человека счастливого, развивать привычку и любовь к труду, готовить его к настоящей полноценной жизни. Два гениальных пособия "Детский мир" и "Родное слово" оставались главными учебными пособиями начального обучения детей вплоть до революции 1917 года, выдержали более 140 изданий. В них было невероятно простое и доступное изложение знаний о природе, окружающем мире, явлениях природы, историческом прошлом, народных пословицах и поговорках, т.е. о тех вещах, которые всегда вызывают естественный интерес у ребенка. Ушинский в своих работах убеждал, как это важно воспитывать в ребенке чувство народности через местный материал: в первую очередь посредством родного языка, изучение природы – "...день проведенный среди рощ и полей стоит недель, проведенных на школьной скамье", знание местного фольклора, традиционных ремесел края и другое. Педагог считал, что знакомство ребенка с такими этическими понятиями как добро, сопереживание, милосердие может произойти через чтение поучительных рассказов. Безусловно, дети вынесут нравственные уроки из рассказов "Умей обождать", "Как рубашка в поле выросла", "История одной яблоньки", "Дети в роще", "Сумка почтальона", "Бодливая корова" и других.
Трудно было уместить обширное педагогическое наследие К.Д. Ушинского в рамки одного устного журнала, но будущие учителя получили необходимое представление о самых главных воззрениях удивительного, интересного, смелого, неординарного для своего времени педагога.

<< Назад
© ЦБС г. Севастополя. 2003-2018 г.г. Создание и поддержка сайта - ГЕОКОН